-
Первые соревнования
Упражнение 39а КУЛП-ПСБ-2013
-
Реалистичные цели
Задачи подготовки к первым соревнованиям не в ориентации на показ выдающегося результата, а избежать распространенных ошибок начинающих спортсменов
Победы придут позднее, просто финишировать каждое упражнение уже будет достижением, а приобретенный опыт будет бесценным
-
Какие соревнования и где выбрать
Календарь соревнований
Классы соревнований
Рекомендуется участвовать на освоенном типе планера
-
Требования к участникам
Наличие опыта полетов по маршрутам
с посадкой на площадку на данном типе планера
Для участия в чемпионате России необходим 1-й разряд
-
Документация соревнований
Правила вида спорта
Местные процедуры
(пример)
Спортивный кодекс
Руководство пилота
Следует ознакомиться
-
Подготовка полетного компьютера
Рекомендуется иметь на борту резервный регистратор трека
Используемый полетный компьютер предварительно должен быть освоен спортсменом в полетах
Необходимо загрузить файлы карт, рельефа, воздушного пространства и поворотных точек для района проведения соревнований
перейти на сайт разработчика навигационного обеспечения
-
Виды упражнений
Соревнования проводятся в течении нескольких дней и включают комбинацию двух видов упражнений на скорость прохождения маршрута:
- Полёты по заданному маршруту через назначенные области
- Полёты по заданному маршруту (классика)
Среди опытных пилотов также проводятся Гранпри - гонка с одновременным стартом
-
1000 очковая система определения победителя
Pm = 5 х D -200 = 255 км - 200 = 1075
Значение Pm не может быть больше 1000, потому принимается равным 1000, для более коротких упражнений максимальное значение очков может меньше 1000
Максимальное число очков за скорость (Pvm) = 1000 х 2/3 x (число финишировавших со скоростью > 2/3 V победителя ) / (общее число взлетевших) = 1000 *2/3*13/25 = 347
Максимальное число очков за дистанцию (Pdm) = Pm - Pvm =1000 - 347 = 653
Определим максимальное количество очков дня на примере упражнения по заданному маршруту (классика) для дистанции D= 255 км
Упражнение разыграно, фактор дня = 1
Победитель показал скорость 83,3 км / ч и получает 1000 очков
-
Пример подсчета очков
Очки участников складываются из очков за скорость и дистанцию
Pv = Pvm x ( V участника - 2/3 V победителя) / (1/3 V победителя) = 347 x (74,1 - 55,5) / 27,8 = 232
Естественно у финишировавшего участника Pd = Pdm = 653
Итоговые очки = 232 + 653 = 885
Участник показавший скорость 54.7 км / ч меньшую чем 2/3 скорости победителя очков за скорость не получит, только за дистанцию = 653
Участник севший на площадку и прошедший дистанцию 239 км получит следующие очки только за дистанцию = Pmd x Dh / D = 653 x 239 км / 255 км = 612
Подсчитаем очки участника показавшего скорость 74,1 км / ч
-
Брифинг
- Доведение прогноза погоды
- Предполетные указания в т.ч. возможные ограничения, время начала подъемов
- Доведение задания на день (в т.ч. резервного)
- Разбор предыдущего дня
По итогам брифинга необходимо завести задания в полетный компьютер и определить тактику выполнения упражнения
-
На гриде
Планер должен быть полностью подготовлен к полету к началу подъемов
Может показаться необычным отцепка на 700 м с запретом выпаривания в зоне отцепки
В случае если не удалось выпарить возможны повторные буксировки после подъема грида
-
Учет прогноза погоды
Погодный сайт
Знание прогноза погоды позволит определить оптимальное время старта и спланировать маршрут с учетом метеоусловий
-
В ожидании старта
Непривычным может показаться скопление планеров в одном потоке, следует соблюдать спокойствие и правила безопасности по предупреждению столкновений в воздухе
К открытию старта (уведомляется по радио) или выбранному пилотом времени после его открытия желательно находится на максимальной допустимой высоте в зоне старта
Время до старта следует использовать для определения парящих условий дня, можно немного пройти в направлении 1-го поворотного
-
Старт считается зафиксированным (засчитанным), если запись трека полёта показала, что планер пересёк стартовую линию в направлении, указанном в задаче или вылетел из стартового кольца
Допускаются повторные рестарты
Старт
-
Тактика полета по заданному маршруту
Допускается отклонение от линии пути по погодным условиям до 30 градусов
В голубую термику полет зигзагом увеличивает вероятность найти потоки с учетом ландшафта местности
Желательно оставаться на наветренной стороне
Снос ветром
При наличии облачных
гряд полет под ними предпочтительнее, нежели под одиночными облаками даже при необходимости отклонения от курса
-
В ветренную погоду для позитивного эффекта сноса вставать в поток при попутном ветре следует до поворотного пункта, а при встречном поле его взятия
Взятие поворотных пунктов маршрута
Чтобы не потерять на низкой высоте пропущенный поток, после взятия поворотного можно на полетном компьютере переключить цель на Last Termal
-
Для начинающего пилота планирование прохождения зон по центрам с корректировкой на термические условия и ветер может быть оптимальной тактикой
Финиш ранее назначенного времени приведет к занижению зачтенной скорости, что порой случается когда в расчете на корректировку при взятии крайней зоны не глубоко берут первую
Поворот к следующей зоне рекомендуется осуществлять после завершения набора в потоке
Рекомендуется рассчитывать задачу на полетном компьютере перед стартом и в полете
Тактика полета через назначенные зоны
-
- Неэффективная обработка потоков
Типовые ошибки начинающего спортсмена
- Низкая скорость на переходах
- Остановка для набора во всех потоках
-
1 - если встать в этой сильный поток, существенного выигрыша высоты не будет, но уменьшится скорость прохождения маршрута
Когда вставать в поток
2 - не стоит останавливаться в потоке, интенсивностью ниже средней для дня при запасе высоты
3 - стоит встать в поток средней интенсивности по дню при высоте 1/3 базы, поскольку пусть даже при наличии по курсу более мощного облака, оно ниже уже может не взять
-
Начинающему спортсмену на переходах проще всего руководствоваться показаниями полетного компьютера, остается выбрать стиль перехода (классический по MacCready или Дельфин) и вывести на дисплей соответствующий инфобокс
Скорость на переходах
-
Долет является ответственным участком полета, на котором полетный компьютер является существенным подспорьем и может рассчитать высоту прибытия с учетом ветра и актуального MC, однако начинающему спортсмену, не обладающему достаточной практикой лучше использовать консервативные настройки (запас высоты 300 м)
Долет
Несколько дополнительных очков не столь существенны для начинающего спортсмена по сравнению с потенциальным риском потери всех очков за скорость, или, что хуже, с учетом того, что на приближении к аэродрому обычно нет площадок и высота мала, еще и риском поломки планера
Не следует рассчитывать на донабор высоты на долете
За три минуты до расчетного прибытия следует доложить по радио и выбранном посадочном маневре
Не хватило 700 м на 300 км дистанции, это всего 20 м высоты
Потеряно около 100 очков
-
Финиш может быть определен как линия или цилиндр, в последнем случае следует учитывать долет от финиша до ВПП
Финиш
Минимальная высота и допустимые маневры задаются на брифинге
Опасное маневрированию (резкий перевод планера в набор высоты после скоростного пересечения финишной линии ниже 100 м) не допускаются
-
Интегральные результаты упражнения в виде очков, скорости и времени не позволяют проанализировать допущенные ошибки
Более детальную информацию можно извлечь из симуляции трека в полетном компьютере
Но самым полезным будет анализ в сравнении с треками других участников с использованием специализированного программного обеспечения SeeYou, SoaringLab.
Анализ полета
Полезные показатели: средний подъем, доля в спирали, качество L/D, количество попыток закрутить, скорость, набор высоты, интервал между термиками и пр.
-
Прекрасная возможность научится летать маршруты за соревнование, на что самостоятельно ушел бы год
Аргументы принять участия в соревнованиях
Опыт полетов в погоду, когда вне соревнований даже не стали бы расчехлять планер
Реалистичная оценка своего уровня, сравнение своих полетов с другими пилотами и перенимание опыта у лучших
Наконец, просто удивительный период в вашей жизни !